Нужны ли операторам железнодорожного подвижного состава какие-либо налоговые льготы?

Надежда Михайлова, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»: 
– Логика реформы была в следующем: операторский бизнес был выделен как самостоятельный конкурентный сегмент. Считалось, что грамотные бизнесмены могут вести его эффективно и тем самым приносить пользу железнодорожной отрасли. 
С того времени ситуация несколько изменилась, и в настоящее время операторский бизнес не приносит существенных доходов. Но это стандартный бизнес-риск, логично, что предприниматели анализируют все риски, связанные с предстоящими вложениями. А это значит, что операторы, грамотно распределившие капитал, вовремя прекратившие наращивание парка и установившие долгосрочные контракты с грузовладельцами, оказались в лучшем положении по сравнению с другими коллегами. Не думаю, что стоит субсидировать бизнес-структуры, неверно оценившие рыночные риски. Так что особого смысла предоставлять операторам какие-то налоговые льготы я не вижу. Операторы высказывали мысль, что актуально было бы не облагать налогом имущество, полученное в результате реорганизации компании. Но ведь реструктуризация не приводит к образованию какой-то дополнительной выгоды для экономики, она лишь добавляет потенциальные возможности бизнесу. А предприниматель должен, повторюсь, самостоятельно оценивать все возможные риски, принимая то или иное решение. 

Андрей Ващенко, начальник управления долгосрочного развития и планирования ООО «Газпромтранс»: 
– Не думаю, что целесообразно предоставление налоговых льгот именно операторским компаниям. Однако, возможно, было бы логично зайти с другой стороны: потенциально государство могло бы усилить спрос на инновационный подвижной состав, предоставив льготы по налогу на имущество, но не для операторов, а для лизинговых компаний, государство в лице Минпромторга могло бы усилить привлекательность инвестиций в инновационные вагоны в период кризиса. 
К примеру, освобождение от налога на имущество такого типа, к примеру, на два года. Такие налоговые каникулы помогли бы компаниям высвободить средства на покупку парка, соответственно заводы получили бы новых заказчиков. Льгота была бы не индивидуальная, а отраслевая, на период кризиса под обязательство, скажем, увеличивать каждый год объём парка на 10%. В этом случае оставался бы вопрос, куда деть произведённые вагоны, чтобы преодолеть профицит, но это уже другая история. 

Ирина Чиганашкина, член правления ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»: 
– Не думаю, что операторы нуждаются в каких-либо налоговых послаблениях. Операторский бизнес сейчас нуждается в других вещах: в реструктурировании долгов, в стимулировании замены узкоспециализированного подвижного состава. Сейчас надо не думать о налоговых льготах, а решать другие задачи, в частности по увеличению оборота вагона, по текущему отцепочному ремонту, который растёт в цене, несмотря на кризис. При этом плановый ремонт находится в рынке, и цены на него сдерживаются, а с ТОРами всё сложнее. Кроме того, необходимо работать над снижением издержек. Акт произведения технического осмотра – по большому счёту, атавизм, не несущий какой-то серьёзной смысловой нагрузки. Резюме: операторам не надо резать налоги, но надо подготовить определённые мероприятия, которые помогут сократить непроизводительные, неэффективные, устаревшие затраты. 

Евгений Лимаренко, директор по развитию ООО «Логистика 1520»: 
– На мой взгляд, было бы целесообразно предоставлять налоговые льготы операторам, использующим собственный инновационный подвижной состав. Льготы операторам – собственникам вагонов позволят снизить количество так называемых компаний-агентов, специализирующихся исключительно на предоставлении чужих вагонов под рейс и не имеющих ни одного собственного вагона. Возникает вопрос о пороговом количестве собственных вагонов, чтобы оператор мог рассчитывать на подобную льготу, но это уже рабочий вопрос. Налоговые льготы позволят снизить финансовую нагрузку на бизнес операторам собственных инновационных вагонов. Дело в том, что такие компании обеспечивают спрос на новые инновационные вагоны, загружая производственные мощности вагоностроителей и металлургов, а использование таких вагонов при транспортировке грузов повышает эффективность перевозок по сети железных дорог, то есть оператор влияет на пропускную способность железной дороги. Кроме того, использование инновационного вагона увеличивает эффективность работы промышленных предприятий за счёт снижения транспортных издержек. Инновационные вагоны дороже обычных вагонов, и их использование сталкивается с конкуренцией со стороны компаний, оперирующих старыми вагонами с продлённым сроком службы. Налоговые льготы позволят операторам не только сделать отрасль более конкурентной по сравнению с автотранспортом, но и более доходной, а при грамотном подходе консолидировать отрасль, убрав из неё лишние звенья. 

Источник Гудок